Translate

среда, 23 октября 2013 г.

Факультатив
«Лингвистический анализ текста»
Одной из особенностей современного урока русского языка явля­ется внимание к тексту и работа с ним. В «Требованиях к уровню подготовки выпускников» сказано, что выпускник должен уметь «проводить лингвистический анализ текстов различных функцио­нальных стилей и разновидностей языка».
Работе с текстом отводится большая роль. Вместе с тем, учебных часов, отводимых для работы с текстом, катастрофически не хватает, особенно если учитель имеет возможность вести лишь один урок в неделю. Ученик получает только самые основные сведения, которых недостаточно для качественного ответа на экзамене.
Устранить данный пробел призван предлагаемый факультатив.  Курс рассчитан на 34 часа.
Цель: создать условия для развития коммуникативной компетен­ции учащихся благодаря совершенствованию лингвистических навы­ков; усиление интереса к родному языку и науке, его изучающей.

Задачи:
-    углубить сведения о тексте как предмете лингвистики;
-    развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность;
-    обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений и навыков, необходимых для качественного прохождения  итоговой  аттестации  и для  получения дальнейшего  образования.
Прогнозируемые образовательные результаты программы
По итогам данного курса у учащихся должно быть сформирова­но:
-    умение производить полный лингвистический анализ художе­ственных текстов:
-    содержательно-композиционный    (указать    тему,    основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное чле­нение текста, характер отношений между предложениями внутри аб­заца);
-    типологический (указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначение в этом тексте);
— стилистический (показать системность использования языко­вых и изобразительно-выразительных речевых средств, их обуслов­ленность);
-    умение создавать собственные тексты, используя при этом изу­ченный теоретический материал;
-    умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точ­ности словоупотребления, образности, выразительности.

Содержание курса
1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысло­вой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отра­жающий членение темы и развитие основной мысли.
2.    Способы и средства связи между частями текста. Способы
связи между частями текста или предложениями (цепная, параллель­ная). Средства связи предложений (лексические, морфологические,
синтаксические),
3.    Функционально-смысловые типы речи в тексте. Типы речи:
описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи
предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности
описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические раз­новидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение.
Семантические разновидности повествования; изображение, инфор­мирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.
4. Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистиче­ской' принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средст­ва. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.
Научно-популярный стиль речи: сфера применения, функция ре­чи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.
5. Практическая часть. Сочинение как тип письменной рабо­ты (создание собственного текста). План сочинения-рассуждения. Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения-рассуждения. Определение авторской позиции. За­ключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт: редак­тирование написанного.


Тематический план курса
п/п
Содержание
Кол-во часов
Г   Типы и виды уроков, формы проведения
Формы
контроля
Сопровожде­ние          
I.
1.
Основные признаки текста.
Текст как предмет лингвистики.      Ос­новные      признаки текста
9
Лекция учителя с элементами беседы

Таблица              «Текст.              Основные при­знаки текста»   
9
Тема текста как показатель его смысловой цельно­сти
I
Урок-лекция с элементами ана­лиза текста


3.
Микротема. Абзац, его строение: за­чин, средняя часть, концовка
1
Урок-практикум

Карточки с текстами
4.
Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельно­сти
1
Урок- лекция с элементами ана­лиза текста



5
Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предло­жений в тексте. Тема и рема в пред­ложении
1
Урок- лекция с элементами ана­лиза текста


6
Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и ос­новной мысли
1
Урок-практикум

Карточки с текстами
7-8
План текста, отра­жающий членение темы и развитие основной мысли
2
Урок- лекция с элементами ана­лиза текста


9.
Практикум № 1
1
Урок контроля за усвоением полученных знаний
Исследо­вание предло­женного текста
Карточки с текстами

136

II.
Способы и средст-
3




ва связи между





частями текста.




1.
Способы связи ме-
1
У рок- лекция с

Таблица «Спо-

жду частями тек-

элементами ана-

собы связи

ста или предложе-

лиза текста

предложений в

ниями (цепная, па-



тексте»

раллельная)




2-3
Средства связи
2
У рок- лекция с

Карточки с

предложений (лек-

элементами ана-

текстами

сические, морфоло-

лиза текста



гические, синтак-





сические.)




III
Функционально-
6




смысловые типы





речи в тексте.




1.
Типы речи: описание,
1
Урок-семинар

Таблица

рассуждение, пове-



«Типы речи»

ствование. Зависи-





мость способа связи





предложений текста





от его типа речи




2.
Семантические
1
Урок-практикум

Карточки с

разновидности опи-



текстами

сания: пейзаж,





портрет, описание





предмета




3.
Семантические
1
Урок-практикум

Карточки с

разновидности рас-



текстами

суждения: доказа-





тельство, размыш-





ление, объяснение




4.
Семантические
I
Урок-практикум

Карточки с

разновидности по-



текстами

вествования: изо-





бражение, инфор-





мирование, рассказ




:>.
Особенности ком-
1     '
!
Урок- лекция с

Карточки с

позиции текста, её

элементами ана-

текстами

взаимосвязь с ти-

лиза текста
;


пом речи




6.
Практикум № 2
1
Контроль за ус-
Исследо-




воением полу-
вание са-




ченных знаний
мостоя-
|





тельно , подоб-ранного текста

IV.
I.
Стилистика текста.
Стиль текста. Обоснование сти­листической при­надлежности текста
7
1
Урок-семинар
1
Таблица «Сти­ли речи»
2.
Художественный стиль речи: сфера применения, функ­ция речи, характер­ные языковые и ре­чевые средства
1
Урок-лекция с элементами ана­лиза текста


:*.
Публицист и ческий стиль речи\ сфера применения, функ­ция речи, характер­ные языковые и ре­чевые средства
1
Урок- лекция с элементами ана­лиза текста


4.
Научно-популярный стиль речи: сфера применения, функ­ция речи, характер­ные языковые и ре­чевые средства
1
Урок- лекция с элементами ана­лиза текста


5-6.
Изобразительно -выразительные средства языка: лексические, син­таксические
2
Урок-лекция


7.
Практикум № 3
1   
Контроль за усвоением полученных знаний
Исследо­вание предло­женного текста
Карточки с
текстами         

V. I.
Сочинение как тип письменной рабо­ты (создание соб­ственного текста)


План сочинения-
рассуждения


7 1
Часы самостоя­тельной работы учащихся

1



2.
Определение темы, идеи ,
 пр и дум ы вание заголовка. Сти­листическая харак­теристика текста
1


3.
Вступление к рассуждению
1


4.
Выстраивание тек­ста сочинения-рассуждения
I


5.
Определение ав­торской позиции
1


6.
Заключение. Изло­жение собственно­го мнения
1


7.
Сам себе эксперт: редактирование  написанного
1


VI.
Итоговое занятие. Анализ творче­ских работ
О
Выступления учащихся
создание собственного текста


Список литературы для учителя
1.Барлас, Л.Г. Русский язык. Стилистика [Текст] / Л.Г. Барлас. - М., 1978.
2.Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] /
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М., 2002.
3.Головин, Б.Н. Основы культуры речи [Текст] / Б.Н. Головин. - М., 1990.
4.Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка [Текст] / И.Б. Го­луб. - М., 1997.
5.Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка  [Текст] / К.С. Горбачевич. - М., 1989.
6.Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. - М., 2006.
7.Золотова, Г .А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст] / Г.А. Золотова. - М., 1982.
8.Ковтунова, И.И. Современный русский язык [Текст]. Порядок слов и ак­туальное членение предложений / И.И. Ковтунова. - М., 1976,
9.Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина. - М.,1983.

10.Капинос, В.И. Единый государственный экзамен 2003-2004 [Текст] / В.И. Капинос, С.И. Львова, Л.И. Пучкова.
11.Капинос, В.И. Развитие речи [Текст]: теория и практика обучения / В.И. Капинос, В.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М., 1991.
12.Львова, С.И. Единый государственный экзамен. Русский язык [Текст]: сборник заданий / С.И. Львова, И.П. Цыбулько. - М., 2006.
13.Мещерякова, М.И. Сочинение. Секреты успеха [Текст] / М.И. Меще­рякова. - М., 2000.
14.Словарь литературоведческих терминов [Текст]. - М., 1987.
15. Солганик, ГЛ. Стилистика текста [Текст ГЛ.Солганик. - М., 1997.


Литература для учащихся
1.Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку.
2.Т.Н, Пахнова, Т.Н. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку [Текст] / Т.Н. Пахнова.
3.Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М, 2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий