Факультатив
«Лингвистический анализ текста»
Одной из
особенностей современного урока русского языка является внимание к
тексту и работа с ним. В «Требованиях к уровню подготовки выпускников» сказано,
что выпускник должен уметь «проводить
лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка».
Работе с текстом
отводится большая роль. Вместе с тем, учебных часов, отводимых для работы с
текстом, катастрофически не хватает, особенно если учитель имеет возможность
вести лишь один урок в неделю.
Ученик получает только самые основные сведения, которых недостаточно для качественного ответа на экзамене.
Устранить данный
пробел призван предлагаемый факультатив. Курс рассчитан на 34
часа.
Цель: создать условия для развития коммуникативной компетенции учащихся благодаря совершенствованию
лингвистических навыков; усиление интереса к родному языку и науке, его
изучающей.
Задачи:
- углубить сведения о
тексте как предмете лингвистики;
-
развить лингвистические способности учащихся и их познавательную
самостоятельность;
-
обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений
и навыков, необходимых для качественного прохождения итоговой
аттестации и для получения дальнейшего образования.
Прогнозируемые
образовательные результаты программы
По итогам данного курса у учащихся должно быть сформировано:
-
умение
производить полный лингвистический анализ художественных текстов:
-
содержательно-композиционный (указать
тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь
между собой, абзацное членение текста, характер отношений между предложениями
внутри абзаца);
-
типологический (указать ведущий и сопутствующий типы
речи, объяснить
их назначение в этом тексте);
— стилистический (показать системность
использования языковых и изобразительно-выразительных речевых средств, их
обусловленность);
-
умение создавать собственные тексты, используя при этом
изученный
теоретический материал;
- умение
совершенствовать написанное, добиваясь большей точности словоупотребления,
образности, выразительности.
Содержание курса
1. Основные признаки текста. Текст как предмет
лингвистики. Основные
признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль (идея) текста как
показатель его смысловой цельности.
Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема
в предложении. Роль названия в тексте.
Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членение темы и развитие основной мысли.
2. Способы и средства
связи между частями текста. Способы
связи между частями текста или предложениями (цепная, параллельная). Средства связи предложений (лексические, морфологические,
синтаксические),
связи между частями текста или предложениями (цепная, параллельная). Средства связи предложений (лексические, морфологические,
синтаксические),
3. Функционально-смысловые
типы речи в тексте. Типы речи:
описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи
предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности
описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические разновидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение.
Семантические разновидности повествования; изображение, информирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.
описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи
предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности
описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические разновидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение.
Семантические разновидности повествования; изображение, информирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.
4. Стилистика текста. Стиль текста.
Обоснование стилистической' принадлежности текста. Художественный стиль речи:
сфера применения,
функция речи, характерные языковые и речевые средства. Публицистический
стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые
средства.
Научно-популярный стиль речи: сфера
применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.
Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.
5. Практическая часть. Сочинение как тип
письменной работы (создание собственного текста). План
сочинения-рассуждения. Определение темы, идеи, придумывание заголовка.
Стилистическая характеристика
текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения-рассуждения. Определение авторской позиции. Заключение.
Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт: редактирование написанного.
Тематический план
курса
|
|||||
№ п/п
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Г Типы и виды
уроков, формы проведения
|
Формы
контроля
|
Сопровождение
|
I.
1.
|
Основные признаки текста.
Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста
|
9
|
Лекция учителя с элементами беседы
|
|
Таблица «Текст. Основные признаки текста»
|
9
|
Тема текста как показатель его
смысловой
цельности
|
I
|
Урок-лекция с элементами анализа текста
|
|
|
3.
|
Микротема. Абзац, его строение: зачин,
средняя часть, концовка
|
1
|
Урок-практикум
|
|
Карточки с текстами
|
4.
|
Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности
|
1
|
Урок- лекция с элементами анализа текста
|
|
|
5
|
Развитие мысли в
тексте. Актуальное членение предложений
в тексте. Тема и рема в предложении
|
1
|
Урок- лекция с элементами анализа текста
|
|
|
6
|
Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной
мысли
|
1
|
Урок-практикум
|
|
Карточки с текстами
|
7-8
|
План текста, отражающий членение темы и развитие основной мысли
|
2
|
Урок- лекция с элементами анализа текста
|
|
|
9.
|
Практикум № 1
|
1
|
Урок контроля за усвоением полученных знаний
|
Исследование предложенного
текста
|
Карточки с текстами
|
136
II.
|
Способы и средст-
|
3
|
|
|
|
|
ва связи между
|
|
|
|
|
|
частями текста.
|
|
|
|
|
1.
|
Способы связи ме-
|
1
|
У рок- лекция с
|
|
Таблица «Спо-
|
|
жду частями тек-
|
|
элементами ана-
|
|
собы связи
|
|
ста или предложе-
|
|
лиза текста
|
|
предложений в
|
|
ниями (цепная, па-
|
|
|
|
тексте»
|
|
раллельная)
|
|
|
|
|
2-3
|
Средства связи
|
2
|
У рок- лекция с
|
|
Карточки с
|
|
предложений (лек-
|
|
элементами ана-
|
|
текстами
|
|
сические, морфоло-
|
|
лиза текста
|
|
|
|
гические, синтак-
|
|
|
|
|
|
сические.)
|
|
|
|
|
III
|
Функционально-
|
6
|
|
|
|
|
смысловые типы
|
|
|
|
|
|
речи в тексте.
|
|
|
|
|
1.
|
Типы речи: описание,
|
1
|
Урок-семинар
|
|
Таблица
|
|
рассуждение, пове-
|
|
|
|
«Типы речи»
|
|
ствование. Зависи-
|
|
|
|
|
|
мость способа связи
|
|
|
|
|
|
предложений текста
|
|
|
|
|
|
от его типа речи
|
|
|
|
|
2.
|
Семантические
|
1
|
Урок-практикум
|
|
Карточки с
|
|
разновидности опи-
|
|
|
|
текстами
|
|
сания: пейзаж,
|
|
|
|
|
|
портрет, описание
|
|
|
|
|
|
предмета
|
|
|
|
|
3.
|
Семантические
|
1
|
Урок-практикум
|
|
Карточки с
|
|
разновидности рас-
|
|
|
|
текстами
|
|
суждения: доказа-
|
|
|
|
|
|
тельство, размыш-
|
|
|
|
|
|
ление, объяснение
|
|
|
|
|
4.
|
Семантические
|
I
|
Урок-практикум
|
|
Карточки с
|
|
разновидности по-
|
|
|
|
текстами
|
|
вествования: изо-
|
|
|
|
|
|
бражение, инфор-
|
|
|
|
|
|
мирование, рассказ
|
|
|
|
|
:>.
|
Особенности ком-
|
1 '
!
|
Урок- лекция с
|
|
Карточки с
|
|
позиции текста, её
|
|
элементами ана-
|
|
текстами
|
|
взаимосвязь с ти-
|
|
лиза текста
|
;
|
|
|
пом речи
|
|
|
|
|
6.
|
Практикум № 2
|
1
|
Контроль за ус-
|
Исследо-
|
|
|
|
|
воением полу-
|
вание са-
|
|
|
|
|
ченных знаний
|
мостоя-
|
|
|
|
|
|
|
тельно , подоб-ранного текста
|
|
IV.
I.
|
Стилистика текста.
Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста
|
7
1
|
Урок-семинар
|
1
|
Таблица «Стили речи»
|
2.
|
Художественный стиль речи: сфера применения,
функция
речи, характерные языковые и речевые средства
|
1
|
Урок-лекция с элементами анализа текста
|
|
|
:*.
|
Публицист и ческий стиль речи\ сфера применения, функция речи, характерные
языковые и речевые средства
|
1
|
Урок- лекция с элементами анализа текста
|
|
|
4.
|
Научно-популярный стиль речи: сфера применения,
функция речи, характерные языковые и речевые средства
|
1
|
Урок- лекция с элементами анализа текста
|
|
|
5-6.
|
Изобразительно -выразительные средства языка: лексические, синтаксические
|
2
|
Урок-лекция
|
|
|
7.
|
Практикум № 3
|
1
|
Контроль за усвоением
полученных знаний
|
Исследование предложенного текста
|
Карточки с
текстами
|
V. I.
|
Сочинение как тип письменной
работы (создание собственного текста)
План сочинения-
рассуждения
|
7 1
|
Часы самостоятельной работы учащихся
|
|
1
|
2.
|
Определение темы, идеи ,
пр и дум ы вание заголовка. Стилистическая характеристика текста
|
1
|
|
|
3.
|
Вступление к рассуждению
|
1
|
|
|
4.
|
Выстраивание текста
сочинения-рассуждения
|
I
|
|
|
5.
|
Определение авторской
позиции
|
1
|
|
|
6.
|
Заключение. Изложение собственного мнения
|
1
|
|
|
7.
|
Сам себе эксперт: редактирование написанного
|
1
|
|
|
VI.
|
Итоговое занятие. Анализ творческих работ
|
О
|
Выступления учащихся
|
создание собственного текста
|
Список литературы
для учителя
1.Барлас, Л.Г. Русский
язык. Стилистика [Текст] / Л.Г. Барлас. - М., 1978.
2.Власенков, А.И.
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] /
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М., 2002.
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М., 2002.
3.Головин, Б.Н. Основы
культуры речи [Текст] / Б.Н. Головин. - М., 1990.
4.Голуб, И.Б.
Упражнения по стилистике русского языка [Текст] / И.Б. Голуб. - М., 1997.
5.Горбачевич, К.С.
Нормы современного русского литературного языка
[Текст]
/ К.С. Горбачевич. - М., 1989.
6.Егораева, Г.Т.
Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) [Текст]: учебно-методическое
пособие / Г.Т. Егораева. - М., 2006.
7.Золотова, Г .А.
Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст] / Г.А. Золотова. - М.,
1982.
8.Ковтунова, И.И.
Современный русский язык [Текст]. Порядок слов и актуальное членение
предложений / И.И. Ковтунова. - М., 1976,
9.Кожина, М.Н.
Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина. - М.,1983.
10.Капинос, В.И. Единый
государственный экзамен 2003-2004 [Текст] / В.И. Капинос, С.И. Львова, Л.И. Пучкова.
11.Капинос, В.И. Развитие речи [Текст]:
теория и практика обучения / В.И. Капинос,
В.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М., 1991.
12.Львова, С.И. Единый
государственный экзамен. Русский язык [Текст]: сборник заданий / С.И. Львова,
И.П. Цыбулько. - М., 2006.
13.Мещерякова, М.И.
Сочинение. Секреты успеха [Текст] / М.И. Мещерякова. - М., 2000.
14.Словарь
литературоведческих терминов [Текст]. - М., 1987.
15. Солганик, ГЛ. Стилистика текста [Текст ГЛ.Солганик. - М., 1997.
Литература для учащихся
1.Готовимся к письменному экзамену по
русскому зыку.
2.Т.Н, Пахнова, Т.Н. Сборник текстов для
проведения устного экзамена по русскому языку
[Текст] / Т.Н. Пахнова.
3.Власенков, А.И.
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] /А.И. Власенков, Л.М.
Рыбченкова. - М, 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий